"Заметки молодого командира "

 

           ...Харьков, октябрь 1941 год...

 ...Как ни прискорбно, но Харьков пришлось оставить. Немцы буквально наступают на пятки, а ведь не все еще успели уйти за Донец.  В срочном порядке нас перебрасывают к Чугуеву.  В небе то и дело появляются немецкие самолеты. 

   Недобравшись до места назначения попадаем в затор на дороге. Накануне из-за дождей и грузовиков дорога у реки была разбита. Благо погода сегодня оказалась, как нельзя кстати - солнечная и теплая.

...Водители машин оживленно спорят, но дальше ехать отказываются - нужен тягач. Но где его сейчас возьмешь. Я пошел посмотреть, что случилось.  Всего пару минут потребовалось на принятие решения. И уже 20 минут спустя первая машина  преодолела этот участок. Остальные бегом разбежались по машинам, чтобы последовать сему примеру. Так знание инженерного дела и военная смекалка в очередной раз спасли положение. Мы двинули дальше. 

"Черт бы их побрал, этих немцев!" - ругнулся себе под нос солдат, чуть не плюхнувшись в грязь.

Но никто будто и не заметил этого, все устали, но продолжали размеренное движение.

...Вот мы и на месте назначения. Переправа еще функционирует, а немцы на подходе. 

...Подошла очередная колонна, а с ней и приказ на оборону переправы. Часть  машин были с солдатами, остальные с каким-то грузом и  гражданскими. Головная машина стала, из нее вылез офицер. Он подал знак, и колонна пошла дальше. Из последних машин высыпали солдаты. Помимо легкого вооружения они сгрузили два пулемета и противотанковое ружье.  Ну что ж повоюем.

В срочном порядке проведена рекогносцировка, уточнены задачи. Отдаю приказание выставить боевой дозор. 

...На охрану переправы сил конечно  мало, но приказы не обсуждают. Сейчас всем трудно. Надо, значит сделаем! 

...Не успев еще перекусить и окопаться, получил сообщение от дозорных - к нам движется  немецкий бронетранспортер. Скорее всего, это их разведка. Немцев нужно уничтожить быстро и четко, чтобы они не успели вызвать воздушную поддержку и подкрепление.

Взяв своих разведчиков бегом выдвигаюсь с правого  фланга. Вокруг тишина, нет никакого движения, слышно даже щебетание птиц. Вдруг вдалеке послышался шум, а чуть погодя появился бронетранспортер.

Вот немцы все ближе и ближе, но стрелять пока нельзя. Немцы уже почти совсем рядом. Вот бронетранспортер чуть замедлил движение, а затем и встал. Офицер привстал, с биноклем в руках, и начал всматриваться в сторону переправы. Выстрел ПТРС раскатился гулкой волной по долине рекп. Выстрел наверное пришелся в моторное отделение, так как тут же начал идти дым с передней части бронемашины. Заработал немецкий пулемет, а из броневика стали выпрыгивать немцы. Офицер пригнувшись что-то показывал пулеметчику рукой. Я взял его на прицел своей снайперской винтовки (она досталась мне позавчера, когда осколком авиабомбы был убит наш снайпер).

Перекрестие прицела четко смотрело ему в висок. Еще миг и немец вздрогнув  упал на борт бронемашины. Пулеметчик, поняв всю ситуацию, бросил пулемет и исчез за броней. Со всех сторон началась стрельба, а наш "Максим" четко и размеренно поливал немцев свинцом. Бой был скоротечным и уже через 3 минуты все закончилось...

Пройдясь среди убитых немцев со старшиной  собрал их документы. Отдал приказ бойцам собрать у немцев все, что может пригодиться, а сами трупы стащить в один из окопов.

...Вечер прошел довольно спокойно, хотя вдалеке,  справа и слева слышалась канонада.

Подготовлены огневые точки, выставлены посты, личный состав принимает пищу.

Каша, приготовленная на костре, была на удивление вкусной... Вспомнилось, как мы с отцом и младшим братишкой ходили на рыбалку...

Снова прошла колонна на ту сторону. Люди с поклажей, повозки, женщины с детьми, старики с остатками скота все идут и идут.

...Ночь выдалась тревожная. Хотя  боевой опыт подсказывал, что немцы ночью не пойдут, на душе было очень неспокойно... 

...Жена улыбаясь бежит мне навстречу. На голове венок из ромашек, вокруг ослепительное солнце. Вот она нагибается надо мной и что-то говорит: "... Товарищ лейтенант, товарищ лейтенант..."- все громче и громче. 

Очнулся, а это рядовой Воробьев. Эх такой сон испортил. Спрашиваю его - "Долго я спал?".

-"Да какой там, товарищ лейтенант, может минут сорок..." - отвечает Воробьев - "тут вас старшина срочно кличут.

- "Эх Воробьев, Воробьев, так и не привык к украинским словцам старшины Карпенко" - тихо сказал я.

Было еще темно. Старшина доложил, что с передового дозорного пункта наблюдал какое-то оживление немцев вдалеке. Разобрать даже в бинокль ничего конечно не удалось, но что с рассветом начнется, никто не сомневался.

  Подошел и капитан - "Что тут у вас случилось?!"

- "Немцы проявляют активность, товарищ капитан. Думаю с рассветом начнут как минимум разведку боем" - доложил я.

- "Это если они еще не знают точного места нашей переправы, лейтенант!" - бросил капитан.

"Товарищ капитан!" - говорю - "Разрешите организовать немцам засаду. Наверняка при первых же выстрелах, а может и раньше, они попытаются обойти нас справа - вдоль реки. Там и местность для этого подходящая!"

- "А Вы, что думаете, старшина?" - обратился капитан к старшине Карпенко.

- "Абсолютно согласен с лейтенантом, товарищ капитан!" - произнес Карпенко и вытянулся по стойке смирно.

 Капитан на минутку задумался. Сняв  фуражку, провел рукой по чернявой голове, усыпанной словно мукой седыми волосами. Затем сосредоточился, взглянул на лейтенанта и произнес - "Добро, лейтенант, выполняйте!"

- "Есть!" - козырнул я. И забрав старшину, ушел готовиться к заданию...

Понимая, что сил  у нас мало, мы выставили несколько мин-фугасов, на наиболее слабых участках нашей обороны, дабы загнать немцев туда, где легче будет их уничтожит флангирующим огнем. Но оставалась опасная зона обхода нас справа у реки, где было естественное углубление местности поросшее деревьями. Там и решено устроить засаду нашим подразделением.

Группа вышла на выполнение поставленной задачи перед рассветом.

 

В это время (конец октября) светало довольно поздно, но рассчитывать на то, что немцы до рассвета не сунуться мы не рискнули. Надо спешить.  У реки был небольшой туман. Это позволило нам идти не пригибаясь и не боясь, что кто-то увидит нас издалека. 

 Расставляю людей, пока все спокойно. Теперь самое сложное - ожидание.

Здесь главное не пропустить врага, четко и вовремя его засечь, слаженно сработать.

 Сырость начинает пробирать, а немцев все нет и нет. 

- "Может их и не будет, товарищ лейтенант" - прошептал старшина, подползая ко мне.

- "Отставить старшина. Всем быть предельно внимательными!" - также тихо отвечаю ему я.

Словно подтверждая мои слова, где-то пару раз каркнула ворона.

.....Снайпер лежащий за кустом на холме подал знак "внимание".

 Карпенко ближе всех к нему. Даю знак старшине, он смотрит в бинокль с минуту, затем показывает откуда идут немцы и их количество.

Через пару минут   метрах в 50 от нас  всполошилась какаято птица, точно идут. Все замерли, втиснулись в остатки растительности, не переставая наблюдать.

Вот они... Передвигаясь между деревьев идут довольно уверенно. Мы выжидаем, чтобы подпустить их поближе и попасть  наверняка.

...Первым сработал снайпер, сняв автоматчика. 

Неожидая засады, фашисты вместо того, чтобы упасть на землю, бегут обратно с криками "ЛУС-ЛУС". Еще двое немцев упали как подкошенные от  точных выстрелов ребят слева.

 

На этом пока наша удача и закончилась. Спрятавшись за деревья немцы стали упорно отстреливаться. Завязался бой.

Вот наш выстрел , еще один, с той стороны ответили, еще и еще ... Рядовой Шарапов падает , задетый вражеской пулей. 

- "Князев прикрой!" - кричу, и тут же выскакиваю из укрытия и бегом к раненому. 

Положив руку на шею не нахожу пульса, убили. Быстро откатываюсь за дерево, как оказалось вовремя. Немец бросил гранату, от которой меня и прикрыло дерево.

 Сразу после взрыва меняю позицию, иначе пристрелявшийся Ганс сможет достать и меня.

 Еще один немец убит, остальные пытаются отойти,  прикрывая огнем друг друга. 

 

 Вот их унтер  вскидывает винтовку, но вместо выстрела сухой щелчок-

 закончились патроны.  Князев и Воробьев пытаясь взять его живым, рванулись к нему. Но не тут-то было. Выхватив пистолет, немец серьезно ранил обоих.

Еще стрельба и перебежки - мы придвигаемся к немцам, они пятятся. Унтер зажат нами у дерева, ему не уйти.

 Раздался выстрел и из-за дерева вывалился унтер с пистолетом в руках. Его каска слетела а под головой быстро стало появляться красное пятно крови. 

- "Вот гад!"- , чертыхнулся с досады Селиверстов.

 Оставшиеся два немца выскочили из-за деревьев на луг, надеясь уйти в остатки тумана, который полз по нему какими-то обрывками.

- "Не дайте им уйти" -  кричу своим, а сам несусь на пригорок, чтобы занять удобную для стрельбы позицию. Небольшой залп и "непрошенные гости" падают на землю.

- "Слава богу получилось" - пронеслось в голове. 

А теперь надо быстрее на подмогу к своим. Вдалеке разгорался бой - это наши основные силы уже вступили в бой защищая  переправу...

До вечера мы еще держались, что было сил, а ночью оставшиеся в живых ушли за реку, чтобы догнать своих...

 

 

В рассказе использован фотоматериал из  видеосюжета, снятого  участниками тактической игры "Оборона Харькова 1941-й", организованного  20-21 октября 2007г. Чугуевским Военно- Историческим обществом. Председатель оргкомитета - Лемнев Н.В. 

Снятый видеосюжет  на ДВД диске, можно заказать у нас на сайте!!!

Hosted by uCoz